mmmpsy@yandex.ru
+7 (985) 768-2134
Главная
Обо мне
Контакты
Фото
Статьи
Книги

Прокрастинация. Насколько все серьезно ?

Когда речь заходит о прокрастинации ( термин, означающий «склонность к откладыванию дел на завтра, на потом», pro — вместо, crastinus — завтрашний ) сразу вспоминается знакомый всем с детства лозунг - «Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра». Мы особенно и не задумываемся, когда воплощаем этот девиз в нашу повседневную жизнь. Безусловно, не все так страшно, не сделал сегодня, есть завтра, не сделал завтра, сделаю послезавтра … Главное сделать.
 
Страшно становится тогда, когда вся эта прокрастинация вошла в настолько серьезную привычку, что человека в очередной раз выгоняют с работы, потому что опять завалил заказ клиента, и компания понесла серьезные убытки. А на новую работу с такими «антирекомендациями» уже не берут. Потому что молодая девушка просто не пришла на выпускные экзамены, потому что не видит в них смысла. Потому что мужчина к 40 годам так и не построил никаких - ни долгосрочных, ни краткосрочных - отношений с противоположным полом, так постоянно всех и все критикует, постоянно на все жалуется, вечно всем недоволен.
 
Вы скажите, причем здесь прокрастинация ? Я Вам отвечу - с нее все и начинается. Точнее, начинается не с нее непосредственно, а с более глубоких вещей. Но она, эта прокрастинация, активно в этом процессе участвует.
 
В обычном обывательском смысле мы зачастую объясняем свою склонность к откладыванию дел на потом обычной человеческой ленью, т.е. отсутствием желания выполнять что-либо, особенно если требуется прикладывать определенные волевые усилия.
Но лень - это достаточно широкое понятие. Поэтому очень важно разобраться, что более конкретно стоит за этой ленью в каждом конкретном случае - почему  у человека нет мотивации, чего он боится, что ему мешает взяться за дело. Чтобы справиться с «врагом», надо его обстоятельно изучить.
 
Для начала рассмотрим достаточно общие моменты, связанные с таким явлением, как прокрастинация, а затем немного углубимся в более глубокие темы, достаточно специфические.
 
Общее описание прокрастинации
 
Прокрастинация в своей сути связана с двумя основными аспектами :
 
-  откладывание выполнения дел
-  откладывание принятия решений
 
В обоих случаях, что касается дел и что касается решений, все начинается с неприятных дел и неприятных решений. Здесь - значительный акцент на слове «неприятный». Откладывание - это применение стратегии избегания. Избежав чего-то неприятного, человек сначала испытывает облегчение. Неприятное чувство, сопровождающее необходимость решать проблемную ситуацию, уходит, становится легче. Но легче становится не надолго, так как дело то не сделано, важное решение не принято. Через какое-то время никуда неисчезнувшая проблема начинает медленно, но все более настойчиво напоминать о себе. Нас начинает гложить вина, становится стыдно. Усиливается злость на себя или окружающих. Одновременно усиливается внутреннее ощущение неспособности достичь поставленную цель, выполнив  необходимое дело или приняв трудное решение, что в свою очередь еще больше усиливает эмоциональное напряжение. Что мы делаем в таком случае ? Применяем ту стратегию, которая, как нам кажется, уже помогла нам однажды справиться с трудностями - мы еще раз избегаем ( мне сейчас некогда, сделаю завтра, а вдруг рассосется и т.п. ).
 
Зададим себе логичный вопрос - а с чем нам помогла справиться прокрастинация  - с нашим внутренним напряжением или с никуда не исчезнувшей проблемой ? В большинстве случаев человек автоматически и бессознательно стремится избавиться от напряжения. Инстинктивно для него сделать легче -  это чтобы ушло в первую очередь напряжение. В эти моменты человек забывает о реальных проблемах, которые вызвали это напряжение. Это связано с тем, что напряжение присутствует здесь и сейчас, и от него нужно избавиться именно сейчас, а противное дело может еще подождать, еще есть время. Многократно применяя любимое избегание неприятных дел и принятия трудных решений, человек попадает во вполне закономерную ловушку, когда само избегание, сама прокрастинация становится большой большой проблемой. Она закрепилась в серьезную привычку, от которой становится очень сложно избавиться. Для этого требуются серьезные усилия.
 
Говоря об избеганиях, а откладывание дел на потом и есть типичная форма избегания, хочется вспомнить слова португальского поэта Фернандо Пессоа : «Я ношу на себе все раны, полученные в сражениях, которые я успешно избежал». Так что, господа прокрастинаторы, проникните в смысл этих слов, обратив еще внимание на то, что раны, которые остались от этих успешно избегнутых сражений, никогда не заживают, они все время с вами, они все время кровоточат. 
 
Откладывание настолько входит в привычку человека, что он часто откладывает не только неприятные дела, а и вообще все дела, включая и приятные. Человек теряет интерес буквально ко всему. Интерес - это такая человеческая эмоция, для возникновения которой требуется тренировка, приложение определенных усилий. Не выполняя дел, не принимая ответственных решений, особенно сложных и трудных, человек теряет элементарный навык, ему все сложнее это делать. Человек изолируется, не общается, погружается в собственные мысли, которые все больше и больше отдаляются от реальности.
 
Часто, избегая действительно важных и принципиальных дел, человек, страдающий прокрастинацией,  сосредотачивается на делах второстепенных. Занимаясь ими он, как бы заменяет или компенсирует свое нежелание приступать к важному и значительному, создает видимость занятости. Например, обдумывает вселенские проблемы - в чем смысл жизни, почему мир несправедлив и т.п., бесконечно сидит в интернете, читает, играет в компьютерные игры, тусуется с друзьями, занимается тем, что ему нравится и доставляет удовольствие.  Некоторые такие занятия, неосознанно закрепляя привычку к откладыванию дел на потом, зачастую сами по себе становятся новой проблемой. Так постоянный просмотр электронной почты, общение в социальных сетях, компьютерные игры, серфинг в интернете, просмотр порно - вот небольшой пример тех занятий, которые напрямую связаны с прокрастинацией. Такие занятия сами закрепляются в новую устойчивую привычку, с которой люди достаточно часто обращаются к психологу, так как не могут с ней справиться самостоятельно.
 
Нам всем приходилось откладывать дела на будущее. Каждый из нас переживал тот драйв, то возбуждение, тот адреналин, когда дедлайн уже близко и скоро финиш. Есть люди, которые обожают авралы, которые тянут время специально или неосознанно, чтобы еще и еще раз испытать острые ощущения. Часто именно эти ощущения и становятся целью таких прокрастинаторов, которых еще называют «активными». Но ощущения ощущениями, а выполнение работы никто не отменял. Временные ограничения зачастую приводят к тому что, задание невозможно выполнить физически, очень мало времени. Отсутствие сна, постоянное потребление кофеина, различных энергетических стимуляторов, стрессовое состояние  приводит с истощению ресурсов организма. В этой ситуации резко падает самоконтроль, очень сильно ослабляется волевая функция, усиливается неспособность к концентрации внимания, человек не может сосредоточиться. Все чаще и чаще выполнение поставленной цели срывается, что приводит к резкому падению самооценки, страдает самоэффективность ( вера в наши способности решать различные задачи - простые и сложные ). Поэтому, когда жизнь или работодатель ставят перед нами новую задачу, такой человек испытывает неуверенность в себе, тревогу, начинает сомневаться в своих силах, у него усиливается страх, справится или нет. Все это приводит к новому витку эмоционального напряжения, особенно если результаты выполняемого задания будут оцениваться публично.
 
В состоянии напряжения способность человека сознательно управлять процессом достижения цели, которая называется самоконтролем, его сила воли, которая связана со способностью концентрировать свои усилия для достижения поставленной цели, резко падают. Для этого нужно достаточно долго тренироваться и знать достаточно много о подводных камнях нашей психики. Несведущий человек быстро попадет в старую ловушку. Наша бессознательная часть уже привычным способом прибегнет к испытанному средству, много раз помогавшему справляться с напряжением - мы снова начнем откладывать дела на будущее, мы опять будем искать острых ощущений, оставляя все меньше и меньше времени для решения основной задачи. Круг замыкается, и мы в ловушке. На работу не устроиться, отовсюду изгнанный, непонимаемый и непринимаемый окружением, человек изолируется, погружается в депрессию, получая по полной программе  различных неврозов, испытывая панические атаки, агоробию, обсессивно-компульсивное расстройство и т.п. «прелести».
 
Такая перспектива, господа прокрастинаторы, вполне реальна. Не забывайте о ней.
 
В откладывании дел на потом обратим внимание на слово «потом», будущность момента. Психологи уже давно установили, что природа так создала нашу психику, что немедленные поощрения для нас значительно важнее будущих наград. Например, в результате одного эксперимента группе испытуемых предлагали получить 50 долларов сразу, не проходя достаточно простого испытания, или 100, пройдя испытание, через два дня. Дайте, угадаю, как сделали бы вы ? Правильно, практически все выбрали первый вариант. 
 
С другой стороны, это опять же заложенное природой свойство нашей психики, мы достаточно легко даем любые обещания, связанные с будущим, так как в настоящий момент зачастую испытываем напряжение, от которого стремимся избавиться. Мы не можем ощутить того напряжения, которое будем испытывать в будущем, думаем, что у нас будет значительно больше времени для выполнения задания, что потом нам будет легче, чем сейчас. Поэтому с большой легкостью выполнение задания переносим на потом. Такие вот коллизии природы.
 
Все, о чем было сказано выше, я бы отнес к достаточно общим моментам, связанным с таким явлением как прокрастинация.
 
Поэтому далее я хотел бы остановиться на более сложных ситуациях, где она имеет место быть.
 
Трудности в самоопределении, познании себя, стремление избежать зова призвания
 
Человек по мере своего взросления все больше и больше внимания начинает уделять психологическим аспектам своего существования. Происходит перенос внимания с физиологических и организменных моментов на духовную сферу.
 
Рано или поздно ( особенно характерно для подросткового этапа и возраста ранней зрелости ) человек встает перед необходимостью решить для себя вопрос - кто я, чем мне нравится заниматься, каково мое призвание, той ли я дорогой собираюсь идти или иду сейчас, те ли люди меня окружают, что я умею делать сам и на что я способен.
 
Многие люди по разным причинам избегают своих призваний, кто-то разрешает себе идти дорогой своей самоактуализации, а кто-то нет. Причины для этого могут быть совершенно разные. Здесь и сомнения по поводу возможной ошибки правильности своего выбора, здесь и страх - смогу или нет, здесь и потенциальные трудности пути, протесты и неодобрение близкого окружения. Часто - это неспособность и неумение слушать себя.
 
Неразрешенность проблемы самоопределения приводит к тому, что человек, как бы он не старался отвлечься, все время продолжает думать об этом, концентрируется на разрешении этого вопроса. Он начинает забрасывать текущие дела, откладывать их на потом, переводит эти текущие дела в разряд неважных, неактуальных, которые могут подождать. Потому что внутри него есть дело более важное, которое часто даже не осознается.
 
Есть очень интересный фильм на данную тему. Он называется «Домашняя работа» ( США, 2011, режиссер Гэвин Внесен, родное название «The Art of Getting By»).
 
Главный герой этого фильма - молодой парень, который заканчивает учебу в колледже. Умный, толковый, начитанный, способный, любит рисовать и у него это очень хорошо получается. Но ... Все время витает в облаках, постоянно погружен в свои внутренние мысли. Не делает домашние задания, пропускает занятия. Все вопросы, которые его волнуют - все связано с глобальностью - в чем смысл жизни, если люди все равно умрут, зачем вообще что-то делать, прикладывать к чему-то усилия, зачем ходить в школу, зачем любить, зачем жить и т.п. Он полностью запустил учебу. Постоянно все откладывает на потом. Классический прокрастинатор. Ситуация заходит настолько далеко, что его собираются не допустить до выпускных экзаменов и исключить из школы. И только сама жизнь, создавая непростые ситуации - сложность взаимоотношений с отчимом и дальнейший развод матери, любовь к девушке и потеря этой любви из-за собственной нерешительности, жесткая позиция руководства колледжа по поводу его отчисления, если за короткий срок не сдаст накопившиеся контрольные задания - приводит парня к тому, что он начинает «просыпаться», возвращаться в реальный мир. Он определяется с тем, что для него реально важно, чем он собирается заниматься в будущем, а именно живописью, собирается пойти учиться в этом направлении. Он понимает, и что очень важно, начинает конкретно действовать, чтобы вернуть свою любовь и наладить свои взаимоотношения с любимой девушкой. За две недели выполняет все необходимые контрольные работы и успешно заканчивает колледж. 
Только определившись в главном, какой дорогой идти, кто и что действительно важны для него в этой жизни, человек смог оторваться от затянувшегося мыслительного процесса и вернуться в реальную повседневную жизнь.
 
Что интересного происходит при таком характере проявления проблемы. Главное - это невозможность принятия важного решения. Постоянный внутренний поиск ответа на волнующий вопрос приводит к тому, что все обычные жизненные ситуации и дела человек откладывает на потом как второстепенные. Бессознательный процесс мышления приводит его к тому, что выстраивается целая когнитивная конструкция ( например, мы все равно умрем, поэтому все не важно, все не имеет смысла, тогда зачем заниматься всеми этими повседневными делами ). Такое объяснение позволяет человеку уйти от действительности и погрузиться в собственные размышления. Как ни парадоксально, чем человек все больше отказывается от выполнения жизненно-важных дел и, как он думает, освобождает время для того, чтобы найти ответ на волнующий его внутри вопрос, принять таки важное решение, тем ему это меньше и меньше удается. Как правило, сильный страх будущего, которое произойдет после принятия конкретного решения, ответственность за свой собственный выбор приводит к тому, что человек делает все мыслимое и немыслимое, чтобы не концентрироваться на себе, не анализировать свои внутренние потребности и желания, не на принимать окончательного решения. 
 
Рассмотрим, какие же виды страха в такой ситуации поглощают человека.
 
Страх неудачи, страх неуспеха - здесь вполне естественен. Не смогу, не получится, как на меня будут смотреть окружающие, как я буду выглядеть. Все это достаточно понятно.
 
А вот страх успеха, страх достижений - это уже значительно интереснее. При этом человек часто думает : «Чем выше поднимешься, тем больнее падать». Этот страх чаще неосознанный, впрямую не выражаемый. Любое развитие предполагает определенное мужество, требует напряжения усилий, концентрации воли. Для того, чтобы поддерживать свое состояние на достигнутом жизненном уровне, также требуются значительные усилия и затраты. Страх того, смогу ли я удержаться, хватит ли у меня сил, чтобы выдержать напряжение, связанное с достигнутым; как пережить повышенное внимание к себе в случае успеха; что делать, если придется упасть, - все это зачастую является реальной причиной реакции тормоза в своем развитии.
 
Отсутствие опыта поражений в жизни, успешного подъема после падений сильно способствует возникновению страха успеха. «Быть неудачником - просто», - зачастую объясняют себе такие люди.
 
Страх «выхода из зоны комфорта» - это страх, который в чем-то созвучен страху успеха. Человек довольствуется той ситуацией, которую он имеет на момент принятия решения. "Лучше синица в руках, чем журавль в небе» - вот девиз такого человека. Здесь также часто идет борьба между страхом потерять существенные блага, приобретенные ранее, ( материальные ценности, общественное признание, спокойная жизнь и т.п. ) и  развитием.
 
Для ситуации, в которой человек не может принять важное для себя решение, связанное с самоопределением или направлением движения своей жизни, есть противоположная ситуация, в которой достаточно легко стать на путь прокрастинации. Это - ситуация, в которой человек настолько концентрируется на своей самореализации, что "важным становится только то, что важно».
 
Концентрация на своей самореализации
 
В случае, когда человек давно и успешно занимается любимым делом, успешно идет навстречу поставленным целям, он может настолько погрузиться в свое увлечение, что рано или поздно начинает ничего не замечать вокруг. Ни близких, ни детей, ни друзей - ничего и никого. Важным в его жизни является только то, чем он занимается. Все остальное - не имеет ровным счетом никакого значения. 
 
А если оно не важно и не значимо, то им можно пренебречь. Отложить на потом, оно подождет. Чем дальше, тем все важное становится еще более важным, а все неважное - еще более неважным. Прокрастинация усиливается и становится серьезной привычкой.
 
Отсутствие авторитетов
 
Бывают в жизни ситуации, когда родители «перелюбливают» своих детей. Здесь речь идет о психологическом уровне. «Перелюбливают» - означает, что они уделяют своему ребенку столько душевной заботы и внимания, что ребенок не в состоянии это «переварить». Часто желания ребенка выполняются беспрекословно, независимо имеются ли для этого возможности или нет. Ребенок ведет себя как «пуп земли». Он привыкает к любви и заботе, считает это обыденным. Если постоянно есть сладкое, то оно приедается. На него не обращается должного внимания, оно обесценивается. Также обесценивается и все окружающее. Люди вокруг - это слуги, которые должны удовлетворять мои малейшие прихоти, жертвовать собой ради «меня любимого». Чем больше потребностей удовлетворяется, тем меньше ребенок напрягается сам. Все окружающее становится неважным. Зачем что-то делать, напрягаться, когда можно получить без всяких усилий. А если что-то неважно, то им можно пренебречь, отложить на потом, забыть о нем.
 
Такие ситуации часто можно наблюдать в семьях, где родители боятся своих детей. Для них такое проявление сверхлюбви и сверхзаботы - способ компенсировать свой дефицит в любви и заботе, которые они сами недополучили или не получили в детстве. Это - определенный вид зависимости под видом любви. Такие родители не в состоянии остановить ребенка, когда это требуется, выставить ему границы, обозначить для него как нужно и как не нужно себя вести, наказать при необходимости. Пресыщение любовью провоцирует ненависть к своим родителям и к самому себе. Эта ненависть - своеобразный крик о помощи. Папа, мама - хватит, мне нужно от вас, чтобы вы меня затормозили !!! Ребенок не может жить без границ. Он сам в силу собственного малого жизненного опыта не может понять, где та черта, за которой наступает предел. Для этого и нужны взрослые.
 
Подобное развитие событий можно ожидать, если в семье наблюдается расхождение между словом и делом в отношении родителей. Родители достаточно быстро теряют свой авторитет, свое уважение к ним. Ребенок перестает производить адекватную оценку ситуации, теряет интерес к развитию, так как не понимает возможную реакцию родителей на достижения. Если родители ему много и часто что-то обещали, а затем не выполняли, то такой же стиль поведения в дальнейшем выберет и он. Нет смысла что-то начинать, если все равно результата не будет.
 
Выученная беспомощность
 
В состоянии выученной беспомощности человек не предпринимает никаких попыток как-то улучшить свое положение, хотя и имеет такие возможности. Для этого состояния характерны пассивность, нежелание получить какой-то другой жизненный опыт ( как негативный, так и положительный ). Человек боится конфликтовать, попадать в ситуации, связанные с агрессией. Создается ощущение, что у него отсутствует собственное мнение. Куда его повернут, туда и пойдет. Что скажут, то и сделает. Подавленность, неверие в собственные силы, депрессии - частые спутники этого состояния.
 
Фактически, выученная беспомощность - это не просто отказ от попыток преодолеть трудности, связанные с какой-то проблематичной ситуацией. Это отказ, который обусловлен неудачными предпринятыми попытками в прошлом. Это та стадия, в которой у человека нарушается способность преодолевать трудные ситуации. Потеря такой способности вызвана внутренними «тормозами» в виде страха неудачи, оправданием бессмысленностью, атрофированием механизмов поиска решений и  созданиея мотиваций, отказом прикладывать волевые усилия, напрягаться ради достижения цели.
 
Выученная беспомощность может возникнуть у ребенка тогда, когда родители не уделяют должного внимания или вообще блокируют развитие способности самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них.
В такой ситуации они не учат ребенка радоваться за успех и переживать неудачу. Они не формируют интерес к исследованию и получению нового опыта. Такие родители, как правило, сами за ребенка знают, что ему нужно, как ему жить. Вся его жизнь расписана ими наперед.
 
Что остается ребенку - молчать и подчиняться. За неподчинение часто следует серьезное наказание. У него полностью атрофируется способность к самостоятельному принятию решений, воля подавлена, своих желаний он не слышит.
 
Гиперконтроль, гиперзабота родителей, которые хотят своему ребенку «только добра», играют с ними злую шутку, доводя ситуацию до катастрофической. Осознание родителями своей роли в том, чтобы  обучить свое чадо способности самостоятельно стоять на ногах, самостоятельно о себе заботиться, самостоятельно справляться с трудностями, научить его «самостоятельно летать» - вот крайне важный момент. Тот, кто не сможет это осознать, справиться со своим страхом остаться одному, справиться со своей тревогой по поводу будущего своего ребенка, обречет себя и ребенка на страдания, и, в конечном итоге, не выполнит своего родительского предназначения.
 
Один из ярких показателей выученной беспомощности - это невозможность контролировать ситуацию. Если человеку специально или не специально создавать такие специфические ситуации, где он не знает, по каким правилам играть, постоянно сообщать ему двойные послания, ставить невыполнимые задачи вида - "пойди туда, не знаю куда, сделай то, не знаю что», то это - прямая дорога к выученной беспомощности. Она наступит неминуемо.
 
Кстати, таким способом можно легко сколотить очень послушный коллектив. И вообще признак «послушный», чрезмерно «послушный» - частый спутник выученной беспомощности.
 
Наряду с ощущением невозможности контролировать ситуацию человек все больше и больше начинает оценивать себя как неудачника, неспособным справиться с ситуацией, решить проблему. Он начинает приписывать причины неуспеха исключительно себе, своим личным качествам. Человек все чаще убеждает себя и окружающих, что ничего невозможно изменить, все бессмысленно, от его усилий ничего не зависит.
 
А как мы знаем, что как только появляется бессмысленность, то прокрастинация тут как тут. Дело становится неважным, его можно и нужно отложить на будущее.
 
Человек, испытывающий состояние вынужденной беспомощности, пытается адаптироваться к текущей жизни, и эта адаптация часто проявляется в разных формах.
 
Вот некоторые из них :
 
- имитация бурной деятельности, которая не выливается в конкретные существенные результаты, суетливость, попытки браться за все, что можно и ничего не доводить до конца. Много болтовни, но мало дела;
- частые состояния заторможенности, некое «отупение», своеобразный «купол» в виде защиты, непонимание происходящего. Особенно при возникновении стрессовых ситуаций, а также ситуаций, связанных с возможным наказанием;
- смена деятельности на другую цель, которая создает видимость достижений;
- аутоагрессия и агрессия на других ( причем на тех, кто не может ответить, так как в прямую конфронтацию, связанную с решением актуальных проблем, такие люди никогда не вступают );
- апатия, потеря интереса.
 
Следует иметь в виду крайне важный момент, что наличие стрессовых ситуаций, особенно связанных с возможным наказанием, приводит к тому, что в таких ситуациях эмоциональное напряжение блокирует способность человека сознательно анализировать обстоятельства, оценивать варианты развития событий, принимать решения. Человек не знает как реагировать на происходящее с ним.  Поэтому чем больше человек будет попадать в такие ситуации, чем больше у него будет больше неудачных результатов, отражающих реальную неспособность с ними справиться, тем больше будет развиваться выученная беспомощность. 
 
Так как подчинение - крайне важный сопутствующий признак выученной беспомощности, то необходимость подчинить себе кого-то, возникающая осознанно или неосознанно в различных жизненных ситуациях, очень часто приводит к формированию этой вынужденной беспомощности.
 
Почему на работу, в основном, берут молодых людей в пределах 30 лет. Да потому, что те, кому за 40, зачастую имеют свое собственное мнение относительно многих жизненных ситуаций. Молодых людей можно достаточно быстро «приручить», ставя им различные невыполнимые задания.
 
Как усмирить неусидчивого ребенка в школе ? Вызовите его к доске, поставьте перед ними вопросы, на которые он заведомо не сможет ответить. Чаще всего замолкает. Некоторые, непокорные, начнут выплескивать агрессию на ближних.
 
Кстати, в трудовых лагерях нацистской Германии для местных вольнодумцев также применялся подобный метод «воспитания» - каждый день меняются правила. Сегодня одни, завтра другие. Что можно было вчера, сегодня нет, а что будет завтра - неизвестно. Выкопали яму - засыпали яму. И все в таком духе.
 
Выход из подобных ситуаций один - самому ставить себе простые правила / задачи  и их выполнять, например чистить зубы, прогулки по заданному самим человеком маршруту, физические упражнения. Все то, что ты можешь сам проконтролировать и выполнить по своему собственному желанию укрепляет самоконтроль.
 
Итог
 
Наш мир непредсказуем. Зачастую он опасен, несет боль и страдания. Гораздо проще сидеть в спокойной гавани, никуда не высовываясь. Отличный способ  не высовываться - откладывать все на потом, когда-то может быть сделаю. Но не преодолевая трудностей, не пробуя, не ставя перед собой целей и не достигая этих целей, нет развития человека. Как на уровне внутреннего своего роста, так и на уровне внешних общественных достижений. А значит человек не живет полноценной жизнью, он существует.
 
Впрочем, каждый сам распоряжается этой своей жизнью. Каждый сам решает, насколько «стакан этой жизни полон или пуст». Главное, чтобы в конце этой жизни, человек не испытывал сожалений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Copyright 2014-2016

Вход