mmmpsy@yandex.ru
+7 (985) 768-2134
Главная
Обо мне
Контакты
Фото
Статьи
Книги

Жизненный цикл семьи. Период ухаживаний

Систематические исследования семьи человека начались относительно недавно. Причем это происходило одновременно с исследованиями социальных систем у других животных. Примерно с 1958 года за человеческими существами, равно как за зверями и птицами, стали наблюдать, не изымая их из естественной среды. В результате этих наблюдений прояснились как черты сходства, так и точки критических различий между человеком и животным. И это помогло специалистам глубже понять природу человеческих проблем.

Как у человека, так и у животного имеют место процессы ухаживания, спаривания, постройки гнезда, выращивания детей и освобождения их для самостоятельной жизни. Но вследствие огромной сложности организации социальной жизни человека, проблемы, возникающие на различных стадиях, являются специфичными только для него.


Каждое обучающееся животное в соответствующем возрасте участвует в ритуалах ухаживания, и вариации тут весьма широки. Животные, принадлежащие к видам, живущим анонимными стаями, в соответствующее время года будут спариваться со всеми, кто попадается, предпочтительно с представителями противоположного пола. В других видах спаривание менее анонимно. Животное встречается со своим партнером в период течки один раз в год, но вне этого периода они не встречаются. Представители иных видов выбирают себе партнеров на всю жизнь для регулярного воспроизведения потомства. Некоторые виды лебедей, например, выбирают партнеров на всю жизнь, и если один умирает, оставшийся в живых тоскует и, как правило, остается в одиночестве до конца жизни.


Человеческие существа с их многообразными возможностями могут, по сути, воспроизводить любой из этих форм спаривания. Мужчина, В ПРИНИЦИПЕ, может иметь сексуальную близость с любой женщиной, которая проходит мимо. Причем, чем более анонимно это будет происходить, тем лучше. Мужчины могут также иметь тайные любовные интриги, встречаясь с женщиной только для сексуальных целей и никогда для других целей. Есть также варианты, при которых возможна множественность мужей и жен, как у некоторых видов животных. Но чаще всего мужчина выбирает женщину на всю жизнь и пребывает с ней постоянно, или же, по меньшей мере, такой порядок вещей является устойчивым мифом о моногамии. 


Критическое различие между человеком и животными состоит в том, что человек - единственное животное учитывающее дальнее родство. Расширенная семья играет свою роль на любой стадии жизни человеческого индивида. У других же видов имеет место прерывность поколений : родители выращивают своих маленьких, которые вырастают и покидают их, находя себе партнеров среди сверстников самостоятельно. Медведица не говорит своей дочке, за кого она должна выйти замуж, и не следит за тем, как она воспитывает медвежат. Родители же человека четко знают потенциальных партнеров своих детей и помогают воспитывать внуков. Брак, таким образом, не является соединением двух людей, но представляет собой объединение двух семей, которые оказывают свое влияние и создают сложную сеть подсистем.

Когда человеческие индивиды, как и представители других видов, вступают в подростковый возраст, они теряют толерантность, свойственную молодежи в тот период, когда она еще полностью интегрирована в сообщество взрослых. Существует определенный период, к счастью относительно длинный у человека, для того, чтобы индивид определил свое положение относительно других индивидов и выбрал себе пару. 

У большинства видов животных те особи, которым в течение этого критического периода не удается занять собственную территорию, в дальнейшем имеют самый низкий статус в обществе и не приобретают самок. Они становятся периферическими животными, которые бродят среди владений других особей. Если они попытаются бороться, чтобы завоевать статус и пространство, то нарушат закон, согласно которому каждое животное на своей территории, как правило, побеждает. Здесь обнаруживается, что самки отказываются спариваться с самцами, не завоевавшими себе статуса

Самки, которых не выбрали самцы со статусом, тоже становятся периферическими особями, игнорируемыми самцами и преследуемыми самками которые получили самцов и следовательно статус. Периферические особи большинства видов не защищены, никто о них не заботится. Они - пасынки природы, и их обычно приносят в жертву хищникам, что является способом самозащиты группы. Их жизнь относительно коротка, и они не воспроизводят себе подобных. 


Существует возрастной период, в течение которого молодой человек учится ухаживать. И чем длиннее этот процесс, тем ближе к периферии он в конце концов оказывается в структуре социальных связей. Молодой человек, у которого нет подруги и которому за 20, будет девиантом по сравнению со своими сверстниками, которым процедура ухаживания уже знакома в течение нескольких лет. Дело не только в том, что неопытный молодой человек не учится взаимодействовать с противоположным полом или же в том, что у него не возникает соответствующей физиологической реакции. Его социальное поведение также неадекватно. Те, кого он выбирает для ухаживания уже продвинулись в этом процессе гораздо дальше, а он еще осваивает лишь первые шаги.


Если бы ухаживание представляло собой рациональный процесс, проблема была бы менее сложна, но увы это не так. Молодые люди женятся, чтобы уйти из дома, спасти друг друга или потому, что просто полюбили друг друга, или хотят иметь детей, или по многим другим причинам. Первая встреча двух молодых людей может привести к непредвиденным результатам. Особенную проблему подростков составляет то, что они одновременно являются и членами родительской семьи и членами подростковой группы. То, как подросток ведет себя, чтобы оставаться к адаптированным в семье родителей, может мешать ему адаптироваться к группе сверстников. В сущности, это - та же самая проблема, что и отнятие от груди. Этот процесс не закончен, пока ребенок не окажется вне дома и не установит близкие связи с людьми не из своей семьи. Длинный период выращивания человеческого детеныша скорее наводит его на мысль о том, что он никогда не покинет дом, чем на мысль о необходимости готовить его к самостоятельной жизни. Медведица посылает медвежат на верхушку дерева, а сама уходит. Родители человеческого индивида могут и освободить, отпустить его, но могут и запутать его в семейных связях навечно.


Многие подростки, ставшие периферическими людьми, так до конца и не освободились от своих родительских семей, чтобы пройти через необходимую стадию выбора партнера и построения собственного гнезда. В некоторых культурах эксплицитно зафиксировано право родителей выбирать партнера своему ребенку. Но даже в культурах, имеющих более романтическое представление о браке, ребенок не свободен в выборе партнера противоположного пола. По мере того, как молодой человек начинает отделяться от семьи и серьезно думать о том, чтобы связать свою судьбу с определенной девушкой, родители обоих молодых людей становятся важнейшим фактором в процессе принятия решения о браке. Даже тогда, когда молодой человек выбирает невесту назло родителям, он все равно не свободен так как его выбор не является независимым. То, что когда-то считали "невротическим выбором партнера" представляет собой процесс, в котором принимает участие вся семья.


Для многих молодых людей помощь профессионального психотерапевта представляет собой церемонию инициации, в ходе которой устанавливаются отношения с посторонним человеком, который хочет помочь ему достичь независимости и зрелости. Это - один из способов, с помощью которых культура может помочь освободить молодого человека от жесткой организации его родительской семьи для того, чтобы он мог создать свою собственную семью. 

Молодые люди могут избегать вступать в брак по причинам, которые кроются внутри родительской семьи. Но точно так же они могут стремиться к преждевременному браку, пытаясь освободиться от сковывающих их отношений в родительской семье. Очень часто задачей психотерапевта может являться предотвращение такого преждевременного брака, чтобы молодой человек не переходил на следующую стадию развития, не будучи осведомленным о разнообразии способов жизни. 

Источник

Джей Хейли, Необычайная психотерапия

Copyright 2014-2016

Вход