mmmpsy@yandex.ru
+7 (985) 768-2134
Главная
Обо мне
Контакты
Фото
Статьи
Книги

Неизвестное об известном. Радость

Улыбка и смех. Эти признаки радости и удовольствия сопровождают нас самого рождения и остаются практически неизменными на протяжении всей нашей жизни.

Эмоция радости очень похожа на чувственное удовольствие, которое связана с тактильными и вкусовыми. Но это - не совсем одно и то же. Когда мы едим, поглощение пищи приносит удовольствие, но не обязательно вызывает радость. Вкусная еда, приятная атмосфера любимого ресторана, музыка - все это может вызывать большое удовольствие. Но если в этот момент вас окружает хорошая теплая компания друзей, близких людей, то данная атмосфера и знаменательный повод могут вызвать у вас радость. Т.е. чувственное удовольствие от поглощения вкусной пищи отличается от чувства радости, которое вы испытываете, когда близкий человек сообщает хорошую новость.

Секс - это еще одна сфера человеческой жизни, которая напрямую связана с чувственным удовольствием. Сексуальное удовольствие, которое главным образом основано на тактильных ощущениях, может возникать независимо от эмоции радости. Секс может сопровождаться переживанием радости, но это переживание является лишь дополнением сексуального наслаждения.

Взрослый человек не может сознательно вызвать проявление эмоции радости, она не поддается планированию. А вот вызвать радость у младенца или маленького ребенка можно, благодаря определенным видам стимуляции.

Любопытно, что первая улыбка новорожденного ребенка вызвана присутствием другого человека. Высокий женский голос вызывает у 3-х недельного младенца улыбку радости. Примерно на 4-5 неделе своей жизни ребенок начинает отвечать радостной улыбкой на человеческое лицо. Начиная с 4-5-й недели  вплоть до 4-5-го месяца ребенок улыбается любому человеку, если лицо этого человека находится недалеко от его лица, и если этот человек кивает ему. Порой кажется, что ребенок готов поделиться всеми мыслимыми и немыслимыми видами улыбок, своими радостными переживаниями с любым человеком в обмен на его внимание, чтобы тот уделил ему немного времени.

Неиссякаемая способность улыбаться имеет решающее значение для формирования его отношений с матерью и другими близкими людьми. Когда мать склоняется над ребенком, чтобы удовлетворить те или иные его физиологические потребности, он улыбается ей. В ответ ребенок наболюдает улыбку матери, слышит ее ласковый голос. Лишь благодаря способности улыбаться, ребенок получает подкрепляющую стимуляцию, которая имеет чрезвычайно важное позитивное значение для его здоровья и дальнейшего развития. Отсутствие или недостаток такой формы взаимодействия с людьми может вызвать у ребенка депрессию, отчуждение и даже задержку физического развития.

В результате серии исследований, проведенных в Академии медицинских наук в Москве, было обнаружено, что комплекс оживления ( положительная эмоциональная реакция, включающая улыбку ) наблюдается у здоровых детей к концу первого - началу второго месяца жизни. Кроме улыбки, комплекс оживления проявляется быстрыми генерализованными движениями с попеременным сгибанием и выпрямлением конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями и морганием.

Отсюда и важные выводы для родителей и воспитателей :

1. Взрослый может вызывать позитивную эмоцию у младенца, просто обеспечивая его слуховыми и зрительными впечатлениями, тем самым развивая его способность к визуальной концентрации

2. Своевременное и полное удовлетворение первичных потребностей младенца значительно снижает возникновение негативных эмоций и создает условия для позитивного эмоционального развития

3. Позитивные эмоции способствуют длительной и устойчивой визуальной концентрации.

Для детей игра является неиссякаемым источником радости. Научившись играть, движимый интересом в игре, ребенок начинает испытывать радость от своих маленьких побед и достижений. Освоение тех или иных навыков, как в игре, так и при решении интеллектуальных задач, осознание своих достижений может стать большим источником радости. При этом, радость переживается человеком острее, если ей предшествовали неудачи и поражения.

Родители, ежедневно общаясь с ребенком, видят его радость и сами проявляют ее. Это постоянное встречное выражение радости повышает формирование взаимной эмоциональной привязанности. Чувство эмоциональной привязанности в младенчестве и раннем детстве имеет необыкновенно важное значение для нормального развития ребенка, так как обеспечивает ему чувство безопасности. Если ребенок знает, что мать всегда рядом, что она в любой момент придет ему на помощь, он обретает чувство уверенности, которое так необходимо ему для развития.

Радость переживается ребенком как приятное, желанное, позитивное чувство. Он испытывает чувство психологического комфорта и благополучия. При радостном переживании душа и тело пребывают в состоянии релаксации или игры. Ребенок не испытывает ни психологического, ни физического стресса. Он беззаботен, чувствует себя легко и свободно.

Подобные ощущения испытывает и взрослый человек. Когда мы радуемся, мы становимся увереннее в себе, начинаем понимать, что живем не напрасно, что наша жизнь наполнена смыслом. Мы чувствуем себя любимыми, нужными. Мы довольны собой и миром. Мы полны энергии, мы уверены в том, что "свернем горы", справимся с любыми трудностями.

Радость заставляет человека с особой остротой ощутить свое единство с миром. Радость - это не просто позитивное отношение к миру и себе. Это - чувство сопричастности, собственной принадлежности к миру.

Радость часто сопровождается ощущением энергии и силы.

Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы, наверняка, будете доверять ему, полагаться на него.

Радость возникает спонтанно, когда человек достигает какой-то цели, добивается какого-то важного для себя результата. Человек не может вызвать радость сознательным усилием. Но он может поставить перед собой такие цели, достижение которых обещают ему радость. Упорство и настойчивость в освоении каких-то навыков, как правило, вознаграждаются чувством достижения, успеха, победы. Именно это чувство является источником радости. Но мы проявляем настойчивость и упорство не для того, чтобы испытать радость. Радость - не самоцель. Мы это делаем для того, чтобы выполнить работу, освоить новые навыки, завершить начатое дело. Мы работаем, потому что нам интересно работать. А радость здесь выступает как побочный продукт достигнутого успеха.

Когда человек сознательно стремится к радости, прилагает усилия для того, чтобы вызвать у себя радостное переживание, он достигает обратного результата - радость ускользает. Вместо нее возникают другие эмоции.

Но если радость невозможно запланировать и ее достижение не гарантировано, то как сделать так, чтобы наши дети почаще испытывали радостные переживания ?

Главное, что мы, родители, можем сделать для своего ребенка - это помочь ему обрести чувство безопасности  в наших с ним взаимоотношениях. Чувство безопасности и привязанности к родителям не только создает благоприятную почву для развития исследовательской активности ребенка, но и служит прямым или косвенным источником радостных переживаний. Радостные улыбки родителей всегда находят отклик у ребенка и вызывают у него ответную улыбку. Чувствуя себя в безопасности, ребенок активно исследует мир, ежеминутно совершает открытия, осваивает новые навыки. И эти достижения вызывают у него радость.

Частые конфликты или открытое противостояние между родителями и ребенком угрожают развитию эмоции радости у последнего.

Родители не могут "обучить" ребенка радости, не могут выстроить для него модель поведения, гарантированно ведущую его к счастью. Они могут лишь развлекать и забавлять ребенка, вовлекать его в игры, способствующие пробуждению эмоции радости. Подобные переживания радости очень важны для нормального развития ребенка, но они кратковременны и зависят от душевной щедрости окружающих его людей. Родители могут и должны делиться своей радостью с ребенком, позволяя ему переживать эту эмоцию косвенно. Но, в конечном итоге, человек должен сам открыть для себя радость - только тогда она станет частью его жизненного стиля.

Ученые обнаружили интересный факт, что способность к переживанию позитивных эмоций не подвержена изменениям на протяжении всей человеческой жизни. Эти же исследования показали, что позитивная эмоциональность как личностная черта относительно независима от негативной эмоциональности как личностной черты. Человек может иметь высокие или низкие показатели как по одной из них, так и по обеим.

Любое  ощущение покажется вам более приятным в радости, нежели в печали или при переживании любой другой отрицательной эмоции. В радости и розы краснее, и закаты ярче, и поцелуи "вкуснее". Именно в радости мы воспринимаем мир через "розовые очки". Эти изменения восприятия мира делают человека уверенным, терпимым и великодушным.

Однако эмоция радости может приводить и к снижению продуктивности мышления. Если решение стоящей перед человеком проблемы требует усилий и упорного труда, то в радости человек может просто забыть о ней, оставить ее неразрешенной.

Радостное переживание может быть чрезмерно интенсивным. Каждый, наверно, может вспомнить моменты, когда он хохотал до слез, до боли в груди. Проодолжительный хохот может выхвать боль. Таким образом, вероятно, природа дает нам знать, что жизнь - это не бесконечная череда радостных переживаний, что невозможно найти свою дорогу в жизни, испытывая только радость.

Представим себе, что перед нами человек, который в жизни испытывает только чувство радости, который не знает других эмоций. Тогда уместно задаться вопросом - а многого ли он добился в жизни ? У такого человека нет мотива достижения, который обеспечивается эмоцией возбуждения-интереса и который заставляет нас доводить начатое дело до конца. Можно также задаться вопросом - насколько человечным является это жизнерадостное существо ? Ведь ясно, что оно лишено способности сопереживать горю и печали ближнего, не может проявить сочувствия и сострадания.

Радостные переживания укрепляют самооценку человека, повышают его уверенность в себе, делают его сознание более открытым для восприятия информации, способствуют подвижности психических процессов. А значит и общему здоровью и самочувствию.

 

Так что, больше улыбайтесь и радуйтесь !!!

 

По материалам книги - К.Э.Изард "Психология эмоций"

Copyright 2014-2016

Вход